Христиане стали появляться на территории современного Ливана еще с первых веков от Р. Х. Но гонения на них в этих землях продолжались до 324 года, когда византийский император Константин Великий, сделавший христианство государственной религией, разгромил императора Лициния, правившего на Востоке, и объединил Римскую империю под своей властью. В конце V — начале VI века появляются ереси несторианства и монофизитства. Ереси жестоко осуждались на Церковных Соборах, что вынуждало их сторонников скрываться от преследований в труднодоступных областях. Для многих сект такой областью стал Горный Ливан. Сейчас в Ливане проживает около 2 млн христиан (40 % населения), и это единственная страна арабского мира, где количество мусульман незначительно больше, чем христиан. Но, как пишет в своей книге иорданский принц Аль Хасан Бин Талал, «намного более значимым показателем, чем численность христиан в современном арабском мире, является их общественная, экономическая, культурная и в некоторых случаях политическая значимость. На протяжении XIX века христиане Оттоманской Сирии (нынешние Ливан, Сирия, Палестина, Израиль и Иордания) — играли ведущую роль в арабском возрождении в тот период. В это время из их числа выходит плеяда великих ученых и мыслителей, оказавших значительное влияние на возрождение арабского гуманизма и заложивших интеллектуальные основы национальной арабской идеи» . Рассмотрим крупнейшие из существующих в Ливане христианских конфессиональных общин.
Православная Церковь является древнейшей церковью Ливана. Ее официальное название — Антиохийская Православная Церковь (в документах на арабском языке — Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) — автокефальная поместная Православная Церковь. Антиохийский патриархат — это один из четырех древних Восточных патриархатов Византийской православной Церкви. По преданию, церковь была основана около 37 года. в Антиохии апостолами Петром и Павлом. Патриархатом Антиохийская церковь была признана на Халкидонском вселенском соборе 451 года. В догматическом, обрядовом и культовом отношении Антиохийская православная церковь мало чем отличается от других православных церквей. Как пишет в своей «Записке» К. Д. Петкович: «Православные поселились на Ливане вследствие тех же самых причин, кои побудили искать на нем убежища и другие народности или религиозные общины, то есть гонения и преследования за религиозные убеждения со стороны господствующей в Сирии религии» . Православные на Ливане не имели политических устремлений, однако, Международная комиссия 1861 г., по настоянию русского комиссара Г. Новикова, наделила православных в Ливане теми же правами, что и остальные народности, даровав им православную каймакамию в Куре на северо-западе Ливана. Мусульманские правители Ливана преимущественно проводили политику веротерпимости, поэтому большая часть населения продолжала придерживаться христианской религии, но стала быстро подвергаться процессу арабизации. В Средние века почти все богослужебные книги и Библия были переведены на арабский язык, на нем же совершалось и богослужение. Греко-православная церковь — вторая по величине христианская община в Ливане, составляющая около 8-11 % населения страны. В отличие от других крупных религиозных общин (например, друзов и маронитов) среди православных не было крупной феодальной знати. В основном представители этой общины — крестьяне, а также ремесленники, служащие и мелкие торговцы. У Греко-православной общины есть свои представители в парламенте (около 11 человек). Эта христианская община Ливана в церковно — административном отношении подчинена антиохийскому патриарху, имеющему резиденцию в Дамаске. Отсюда направленность этой общины на контакты с Сирией вплоть до идей объединения государств Сирии и Ливана.
Численность христиан разных конфессий в Ливане достигает 40 % населения (по другим данным — около 30 %). На территории Ливана сосуществуют шесть восточнокатолических церквей, есть большая греческая православная община.
Святые места Ливана
С Ливаном связано множество событий в библейской истории. Живописное величие Ливанских гор, на вершинах которых лежат белые снежные шапки, «слава Ливана» воспето в священном писании. «Кладезь живых вод», легендарный Ермон, многокилометровые подземные пещеры и многочисленные христианские святыни — всё это Ливан. Говоря о нём, нельзя не упомянуть священные ливанские кедры, которые упоминаются в Библии. Именно их использовал царь Соломон во время возведения Иерусалимского храма.
Основные места, которые посещают православные паломники:
Дейр-Сейидат-ан-Нурия
Дейр-Сейидат-ан-Нурия (монастырь Света) - древнейший православный монастырь Ливана времен императора Феодосия (конец IV в.). В монастыре имеется чтимый образ Божией Матери, чудесно уцелевший в огне во время пожара. Икона находится в храме монастыря, по преданию, она принадлежит кисти апостола Луки. Монастырь Сеида Натур - обитель Божьей Матери-Вратарницы, где подвизается одна монахиня Екатерина. В монастыре, в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (XII век) находятся иконы Иисуса Христа и Девы Марии – работы русских мастеров. Икона Иоанна Предтечи (Ангел пустыни).
Город Амьюн: часовня св. Иоанна, с погребальными пещерами времен Финикии и Римской Империи. Здесь находится Церковь св. великомученика Георгия Победоносца, построенная в XVI веке крестоносцами из камней античных зданий. Здесь находится древняя чудотворная византийская икона Божией Матери которая мироточит с 1995 г. Неподалёку находится Церковь св. Фоки, построенная в XII веке крестоносцами. Здесь имеется чтимый образ Божией Матери, чудесно уцелевший во время пожара.
Храмовый комплекс Анфе (состоит из шести православных церквей 5-9 вв.) Этот комплекс – один из символов устоявшегося православия на древней земле Ливана.
Монастырь Кафтун является одним из древнейших православных монастырей в стране. О нем упоминается в древних рукописях XII в. и существует предание, что его история уходит в V–VI вв. Монастырь известен, как центр переводов и копирования Священного Писания и святоотеческих книг в средние века. В нём находится уникальная древнейшая двухсторонняя икона Ливана (XIII в.) На одной её стороне — Богоматерь с Младенцем, на другой — Крещение Господне. Икона предположительно написана в Константинополе. Он известен как центр переводов и копирования священных писаний и книг в средние века. В обители находится единственная древняя икона Ливана 13 века, двусторонняя: на одной стороне — Богоматерь с младенцем, на другой — Крещение Господне.
Дейр-эль-Баламанд
Дейр-эль-Баламанд входит в число крупнейших православных богословских и учебных центров Ближнего Востока. В монастыре есть иконы 17-19 веков и средневековые рукописи.
Библос (37 км от Бейрута) — один из самых древних городов мира. В городе расположен храм Божей Матери, который построен на развалинах языческого храма.
В Кане или Канна-аль-Джалиле Христос, согласно Писанию, совершил своё первое чудо: превратил на свадьбе воду в вино. Рядом с селением находятся наскальные рельефы, сделанные руками первых христиан, которые а в пещере неподалёку укрывались от преследователей. Ещё в Кане расположен так называемый Галилейский Мавзолей, священное здание, построенное из камней античного храма.
В пещере Сайидат-аль-Манзар неподалёку от деревушки Магдуше Дева Мария ожидала Иисуса, пока он проповедовал на южном побережье Ливана. Паломники со всего мира приезжают в эти места помолиться, особенно в день рождения Божией Матери.
В столице Ливана, Бейруте, есть церковь св. великомученика Георгия Победоносца. Она была реставрирована и открыта на Пасхальные праздники в 2002 году.
Также паломники посещают Сарепту, где жил и совершал чудеса пророк Илия, деревню Бахмадун, где покоятся мощи Илии Карама, молитвенника за Русскую землю, а также древний собор св. Иоанна Крестителя.
Православная церковь Святого Георгия в Бейруте
На площади Звезды в центре Бейрута, рядом со зданием Ливанского Парламента, находится церковь Святого Георгия, куда, в отличие от храма святого Николая, нужно спуститься по лестнице вниз. Это явный признак того, что церковь построена давно и успела врасти в землю. Действительно, эта церковь была построена в Средние века и была главным православным храмом Бейрута, находящимся в центре города. Она представляет собой классический образец византийской храмовой архитектуры с широким многодверным центральным порталом и подстройкой с шестью сломанными по центру узкими арками.
Двенадцать колонн, идущие сбоку вдоль всего здания и поддерживающие арки из белого известняка, отделяют здание церкви от археологической зоны, где шли раскопки римского города, названного в честь дочери императора Августа “Процветающая колония Юлии Августы — Берита”. Ливанцы называют свою столицу “матерью юриспруденции” и гордятся тем, что в бейрутской юридической школе учились четыре римских императора. К концу III века эта школа находилась под влиянием христианских теологов.
Восстановление Церкви Святого Георгия началось в 2003 году, и за пять лет эта церковь была полностью восстановлена. Полихромные потолочные фрески, в обновлении которых принимали участие московские реставраторы, роскошный, щедро украшенный позолотой алтарь, где много икон румынской иконописной школы, тяжелые хрустальные люстры и украшенные иконами колонны производят потрясающее впечатление. В церкви есть икона Святого Георгия, исполненная Патриархом Антиохийским Сильвестром и подаренная им в 1749 году этой церкви. Намоленная в течение веков церковь Святого Георгия весьма почитаема у православных христиан Бейрута, и все богослужения по случаю великих праздников проходят здесь. Именно здесь была торжественная служба по случаю великого христианского праздника Воскресения Христова, и вел эту службу митрополит Ильяс Ауди.
Собор Святого Николая в Бейруте
Собор Святого Николая в православном квартале Ашрафия является двухэтажным зданием прямоугольной формы, причем обе части — верхний и нижний этажи — используются для богослужения. Стены собора облицованы известняком кремового цвета, а купол над иконостасом покрыт красной черепицей. Небольшая колокольня находится на уровне второго этажа и с улицы почти незаметна. Широкая лестница, украшенная коваными изящными фонарями, ведет в верхний придел, где может поместиться, по словам церковного служки, более тысячи человек.
В нижнем приделе, как и во втором ярусе, поставлены длинные скамьи — в храмах Антиохийской Церкви прихожане сидят и встают лишь во время архиерейской проповеди. В помещениях собора мало икон, и большая часть из них выполнена русскими художниками, проживающими в Греции. Собор - православный и является популярным местом для православных христиан из Бейрута.
Собор Святого Николая в Сайде
Деяния 27:3 На другой [день] пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил [ему] сходить к друзьям и воспользоваться [их] усердием.
Известно, что Святой Павел несколько раз приезжал в Сидон и Тир (так как это портовые города, находятся на юге Ливана), чтобы проповедовать и посетить христиан. Около 58 или 64 н.э, его направили в Рим, чтобы там он защитил себя перед Цезарем, поскольку он был римским гражданином. Его везли вместе с другим заключенным. Во время поездки, лодка остановилась в порту библейского города Сидон. Римский центурион был добр к Святому Павлу и позволил ему посетить своих христианских друзей, которые заботились о нём в Сидоне, где он пробыл с ними три дня. Они были первые христиане Сидона.
Православный Собор Святого Николая скрыт в крошечном переулке в пределах Старого Рынка Сидона. Это - маленькая церковь, состоящая из тесных, но уютных каменных стен без окон, со сводчатыми потолками.
Основание церкви относят к 8-ому столетию н. э.,позже она была восстановлена в 1690 н. э.
Место, которое церковь занимает, как гласят предания, является помещением, где Святой Павел и Святой Петр последний раз встречались, когда они были в Сидоне в 58 н. э. Это удивительно, но здание церкви разделено на две части для двух различных церквей: православной и католической. Некогда единое здание было разделено на два здания для двух церквей.
Католическая половина была закрыта с 1895, когда церковь передала свой епископат недавно построенному Большому Собору, также посвященному Святому Николаю, недалеко от старых городских стен.
МОНАСТЫРИ ЛИВАНА
Баламандский мужской монастырь в Успения Божией Матери
Ставропигиальный. При нём действует православный образовательный центр и богословский институт в честь преподобного Иоанна Дамаскина.
Настоятель: архимандрит Исаак (Баракат)
Тел.: 0096-066–400744
Сайт: http://www.balamandmonastery.org.lb/
Мужской монастырь в честь пророка Илии в Шуэйре
Ставропигиальный. Является второй резиденцией Патриарха Антиохийского, также здесь расположен Верховный церковный суд Антиохийской Православной Церкви.
Настоятель: епископ Апамейский Илия
Тел.: 0096-064–390046
Мужской монастырь Успения Божией Матери в Хаматуре
Наиболее почитаемый святой – основатель монастыря преподобномученик Иаков Хаматурский
Настоятель: архимандрит Пантелеимон
Сайт: http://www.hamatoura.com/
Женский монастырь в честь святого Иоанна Крестителя в Думе
В обители подвизается одиннадцать монахнь. Духовник – архимандрит Фома (Битар).
Настоятельница: монахиня Мария (Закка)
Также находятся в пределах Бейрутской епархии:
Женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Ашрафие
В нём подвизается более двадцати монахинь.
Монастырь Бетина в честь пророка Илии
В нём располагается гимназия Арренон.
Монастырь в честь святого Георгия в Сук-эль-Габ
Является резиденцией митрополита.
Монашеская община в честь св. Екатерины в Захрат эль-Ихссан
В пределах Библской епархии (область г. Брумана):
Монастырь в честь св. Георгия в Дэйр эль-Харфе
Монастырь в честь св. архангела Михаила в Баскинте
Монастырь в честь Пресвятой Богородицы в Нурие
Монашеская община в честь Кафтунской иконы Божией Матери
Монастырь в честь иконы Божией Матери «Эль-Нуриэх» в Хамате
В пределах Триполийской епархии:
Монастырь в честь Бкефтинской иконы Божией Матери
Монашеская община в честь Эн-Натурской иконы Божией Матери в Энфехе
Монастырь в честь Пресвятой Богородицы в Натуре
Монастырь эль-Куфр в честь св. Георгия в Амиуне
Монастырь в честь св. Иакова Персиянина в Дедде
Монастырь в честь св. Димитрия в Кусбе
В пределах Аркадийской епархии (область г. Хальба):
Монастырь в честь святого Дометия
Монастырь в честь пророка Илии в Сафите
В пределах Аккрской епархии:
Монастырь в честь свв. Сергия и Вакха в Бино
Монастырь в честь свв. апостолов Петра и Павла в Безбине
Монастырь в честь пророка Илии в Джебраэле
Думетский Монастырь в Римахе
В пределах Тирской и Сидонской епархии:
Монастырь святого Мамы
БАЛАМАНД
Баламандский мужской монастырь в Успения Божией Матери
Ставропигиальный. При нём действует православный образовательный центр и богословский институт в честь преподобного Иоанна Дамаскина.
Настоятель: архимандрит Исаак (Баракат)
Тел.: 0096-066–400744
Сайт: http://www.balamandmonastery.org.lb/
[араб. , в лат. графике - Balamand; скорее всего от старофранц. Бельмон, Belmont - прекрасная гора, на что указывает др. вариант этого топонима Valmont, ; греч. этимология, возводящая его к παλαιὰ μάνδρα - старый мон-рь, гораздо менее вероятна], правосл. муж. мон-рь Антиохийской Православной Церкви, основанный в Ливане, к юго-востоку от Триполи, на побережье Средиземного м. в нач. XVII в. на месте цистерцианского аббатства (сер. XII - кон. XIII в.).
Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в.Вскоре после провала 2-го крестового похода Бернард Клервоский призвал монахов созданного им ордена цистерцианцев идти в Св. землю и молитвой наставлять крестоносцев на путь истинный. Во исполнение его воли 11 мая 1157 г. монахами аббатства Моримон был заложен храм Богоматери Бельмонской, вокруг к-рого сложилась цистерцианская обитель. Утверждения о том, что на этом месте существовал правосл. мон-рь, якобы захваченный крестоносцами, не имеют под собой серьезных оснований, но, вероятно, католич. монахи застали какие-то руины визант. построек. Хотя первоначальный план аббатства, возведенного между 1157 и 1169 гг., в основном следовал цистерцианским канонам, его центральное здание - храм, сохранившийся с незначительными изменениями,- довольно резко отступает от них как по своему расположению (в частности, из-за ориентации по оси северо-восток - юго-запад), так и по типу колокольни. Последняя представляет собой характерный образец провансальской готики. Ансамбль мон-ря сооружен из местного сорта твердого известняка малики, в орнаментах использован мрамор.
Основу экономического благосостояния Бельмона составляло земледелие, поэтому значительная часть его построек была предназначена для сельскохозяйственных нужд. Процветанию обители способствовало покровительство, к-рое оказывали цистерцианцам имп. Фридрих I Барбаросса и Антиохийский лат. патриарх Петр II. Бельмонское аббатство редко упоминается в хрониках времен крестовых походов и в документах из архивов цистерцианцев. Известно, что оно подчинялось епископу Бейрута и поддерживало постоянные связи с др. цистерцианскими мон-рями Сирии и Кипра. С сер. XIII в. для обители наступили тяжелые годы. В 1269 г. Бельмон назван среди разрушенных арабами аббатств, монахи к-рых нашли приют в мон-ре Больё на Кипре. Возможно, после заключения десятилетнего мира с мамлюками в 1271 г. какая-то часть бельмонской братии вернулась на пепелище: в лат. надгробной надписи из Б. речь идет о 1280 и 1282 гг. Последнее упоминание о Бельмонском аббатстве восходит к 1287 г., однако к тому времени оно, вероятно, уже полностью обезлюдело. После взятия Триполи мамлюками в 1289 г. и не позже 1291 г. цистерцианская обитель Бельмон окончательно прекратила существование.
На протяжении 3 веков развалины аббатства, лежавшие в стороне от оживленных торговых путей и городских центров, оставались заброшенными. Попытки ряда зап. ученых доказать, что после ухода цистерцианцев Бельмон был занят сир. монофизитскими монахами, не нашли подтверждения, т. к. они основывались по преимуществу на неверной идентификации происходящей из Б. сир. мелькитской рукописи (Bodl. syr. 87) как яковитской.
В османских хозяйственных документах начиная с 1519 г. встречаются скупые ссылки на земли Дейр-эль-Баламанд, имевшие статус тимара, т.е. условного земельного держания, пожалованного владельцу на время несения им воинской службы. Судя по колофонам нек-рых арабо-христ. рукописей, они были переписаны в Б. в кон. XVI в. Несмотря на это, офиц. датой основания Б. считается 1603 г. Именно с этого времени принадлежавшие ему земли из тимара превратились в вакф - неотчуждаемую собственность религ. учреждений. Согласно преданию, митр. Триполи кир Юваким (Иоаким) совместно с Бейрутским митрополитом принял решение основать на руинах цистерцианского Бельмона правосл. обитель. Большую роль в ее создании сыграл представитель известного арабо-христ. рода Сулайман аль-Язиджи, занимавший тогда пост секретаря османского наместника (вали) в Триполи. Первым настоятелем Б. стал Макарий ад-Дирани.
Постепенно мон-рь отстроили. Был восстановлен ряд цистерцианских построек, при этом весьма аскетичный по своему первоначальному убранству храм Богоматери был украшен новым алтарем и резным деревянным иконостасом, а зал капитула переделан в ц. св. Георгия. Во 2-й пол. XVII в. возводится алеппское крыло, куда затем переехала типография из Алеппо (Халеба), в XVIII в.- патриаршее крыло, а в XIX - нач. XX в.- комплекс зданий монастырской школы.
К сер. XVII в. Б. становится одним из самых значительных мон-рей в Антиохийском Патриархате. Монахи обители поддерживали связи с Россией, известно их послание 1652 г. царю Алексею Михайловичу с просьбой о денежной помощи. Архим. мон-ря Савва сопровождал Антиохийского Патриарха Макария III в его поездке в Россию в 1652-1659 гг. Стараниями Патриарха Макария в 1656 г. 3 мон-рям Сирии, в т. ч. Б., были от имени царя даны жалованные грамоты на получение милостыни из России раз в 7 лет. В 1662 г. Баламандский игум. Неофит приезжал в Москву во главе посольства от Антиохийского Патриарха.
С кон. XVII в. Б. становится ареной ожесточенной борьбы между правосл. Церковью и зарождавшимся арабо-униатством. В 1698 г. в этот мон-рь прибыли 2 алеппских монаха Герасим и Сулайман, прошедшие выучку у иезуитов из Триполи, с целью склонить братию к унии с Римом. Сторонники унии в нач. XVIII в. покинули Б. и основали собственный мон-рь в Эш-Шувайре (см. Мелькитская Католическая Церковь).
В. Г. Григорович-Барский, в 1727 г. посетивший мон-рь, оставил его описание. Численность монахов в Б. в тот период составляла ок. 30 чел., но из-за тур. притеснений количество иноков сокращалось, и монашеский устав не полностью соблюдался.
Баламандский ун-т. Б-ка им. А. Даниаля
Б. снискал славу крупного центра религ. мысли, правосл. богословия и мистики. Его рукописная коллекция арабо-христ. сочинений, насчитывающая 170 ед. хр., считается одним из богатейших собраний такого рода не только благодаря редким иллюминированным рукописям, относящимся к шедеврам книжной миниатюры, но и за счет разнообразия тематики и широты хронологического охвата материала. Большая часть этой коллекции датируется XVII-XIX вв., однако в ней представлены и рукописи XIII-XV вв., нередко включающие в себя сир. приписки. В нач. XVII в. триполийский правосл. шейх Сулейман ибн Джурджис аль-Катиб пожертвовал в мон-рь уникальную араб. рукопись - Библию XIII в. (автограф Пимена Дамасского), древнейший полный араб. текст Библии. Рукопись содержит множество приписок, сделанных в XVI - нач. XIX в., ряд к-рых принадлежит видным деятелям сир. церковной истории. Этот манускрипт был преподнесен Патриархом Григорием VI в дар имп. Николаю II в 1913 г. (ныне хранится в СПб ФИВ РАН).
После Греческого восстания 1821 г., вызвавшего волну гонений на православных по всей Османской империи, мон-рь обезлюдел, мн. его имения были утрачены. Возрождение обители началось при игум. Афанасии из Дамаска (1830-1842). Он восстановил мон-рь, упрочил его экономическое положение и открыл уч-ще для араб. монахов, число к-рых тогда достигало 35 чел. Однако Антиохийский Патриарх Мефодий усмотрел в деятельности Афанасия угрозу греч. гегемонии в Патриархате и вынудил игумена оставить мон-рь и переехать в Иерусалимский Патриархат.
В 1900 г. в Б. была открыта первая в Антиохийском Патриархате правосл. духовная семинария. В нач. XX в. она насчитывала 30-40 студентов. Учебная программа строилась по образцу рус. духовных уч-щ. Лучшие выпускники продолжали образование в России.
В независимом Ливане Б. оставался важным духовным центром. В годы гражданской войны в мон-ре было много беженцев из разных частей страны, и даже разорение, к-рому подверглась обитель в 1977 г., не помешало ему в осуществлении этой благородной миссии.
Новая эпоха в истории Б. наступила 4 июня 1988 г., когда по инициативе Антиохийского Патриарха Игнатия IV Хазима был издан указ президента Ливанской Республики об открытии в нем фак-та словесности и гуманитарных наук (позже переименованного в фак-т искусств и социальных наук). Во вновь образованный ун-т, получивший статус частного, некоммерческого, независимого и светского образовательного учреждения, были включены на правах учебных подразделений Ливанская академия изящных искусств (созданная в 1948) и Ин-т богословия им. св. Иоанна Дамаскина (открытый в Б. еще в 1970). К сер. 90-х гг. XX в. в составе Баламандского ун-та действовали 4 новых фак-та: бизнеса и менеджмента, естественных наук, инженерного дела и медицинских наук. В нем обучались 1,5 тыс. студентов.
Б., в истории и архитектуре к-рого теснейшим образом переплелись католич. и правосл. мотивы, вполне закономерно был выбран местом для проведения диалога между представителями этих ведущих христ. конфессий. В 1993 г. по результатам богословских собеседований там был подписан консультативный нератифицированный документ, в к-ром представители Православной и Римско-католической Церквей высказали позицию по вопросу об униатстве как неприемлемом пути взаимоотношений, ведущем в тупик (поскольку этот документ, подписанный в т. ч. со стороны РПЦ, не носит нормативного характера, выражение «Баламандская уния», применяемое к нему его противниками, не имеет под собой ни малейших оснований - см. ЖМП. 1997. № 12. С. 24-34).
Патриарший монастырь святого Илии Шойа, Дур Швейр
Этот монастырь является второй резиденцией Патриарха Антиохийского и всего Востока в Ливане. Здесь находилась резиденция Патриарха Эрефиоса после пожара в патриаршей резиденции и Мариамитской церкви в Дамаске в 1860 г. В этом монастыре проходили некоторые заседания Священного Синода. Время от времени здесь совершаются хиротонии священников и епископов. Также здесь находится Верховный Духовный Суд.
Монастырь расположен на высоте 150 метров над уровнем моря на живописной горе Матн Шималти, примыкающей к Ливанским горам, в 31 км. от Бейрута.
История построения монастыря начинается с нескольких пустынников, взыскавших благочестивой жизни и построивших шесть келий и малую церковь на высокой горе. Чтобы попасть туда, нужно подняться по ступеням, высеченным в скале. Время построения этой части монастыря не установлено и не высказывались предположения о приблизительной дате, так как монастырь испытал множество природных катаклизмов за время своего существования.
Пустынные кельи со временем превратились в нижние этажи и складские помещения монастыря. В 1997 г. старый корпус был отреставрирован, сооружен вход с восточной стороны. Одновременно началось движение по восстановлению и расширению древних монастырей. Тогда было построено комбинированное здание монастыря над старыми постройками пустынных келий, на одном уровне с широкой каменной площадкой. Новопостроенные здания были выдержаны в том же архитектурном стиле, что и древние строения.
Монастырь приобрел два двора, окруженные арочными проходами. Стены на южной стороне - новой постройки, украшены резьбой и орнаментами. По декорированной лестнице можно попасть на крышу, с которой открывается замечательный вид.
В верхнем корпусе расположены монашеские кельи. В нескольких из них располагается летняя патриаршая резиденция.
Новый притвор церкви богато украшен орнаментами и евангельскими сюжетами, изображениями святых и христианскими символами. Монастырская церковь является памятником архитектуры. Она украшена уникальным резным иконостасом из орехового дерева.
Во время последней гражданской войны в Ливане монастырь подвергался разрушительным обстрелам. Немедленно после окончания боевых действий началось восстановление под руководством епископа Илии, нынешнего настоятеля обители.
Братия монастыря окормляет окрестное население. Совершаются таинства крещения, венчания, торжественные богослужения в дни церковных праздников.
Монастырю принадлежит несколько ферм. Монастырские земли используются для выращивания традиционных культур и выведения новых селекций. Монастырь выращивает саженцы деревьев для лесных насаждений и получает хорошие урожаи сельскохозяйственных культур.
В настоящее время монастырь является важным духовным центром. Здесь проходят заседания Священного Синода, различные конференции. Каждый год в монастыре проходит официальная встреча представителей парламента, министерств и православной общественности под председательством Его Блаженства. Монастырь является хранилищем ряда произведений искусства. Здесь находятся иконы XV и XVI веков. В библиотеке хранится 63 рукописи.
Монастырь святого Иоанна Крестителя, Дума – Эль Батрун
Монастырь святого Иоанна Крестителя, Дума
Первые упоминания о монастыре святого Иоанна Крестителя появляются в XVI в. согласно датировке рукописи из монастырской библиотеки. Из более ранних свидетельств – надписи на камнях, находящихся на территории и захоронения.
Судя по резному кресту, располагавшемся на притолоке врат храма Иоанна Крестителя он был построен в XV-XVI вв. Крест характерен своими очертаниями в виде рыбьего хвоста. Три другие креста выгравированы на притолоке и колоннах северного портала. Он включает камни значительных размеров времен Римской империи, принадлежавшие прежде бывшему на этом месте языческому храму. Идолослужение продолжалось здесь до половины IV века, когда христианство утвердилось и языческий храм был разрушен, от прежнего здания сохранился лишь этот портал. Позднее колонны были распилены и использованы в основании нового храма.
Церковь уникальна, она включает в себя два храма с двумя нефами и одним алтарем, своды разделяют помещение на две части. По мнению исследователей, такой архитектурный прием не характерен для этой местности.
В храме сохранились детали фресок датирующихся ранее X в. Раскрыто три слоя росписи. В нефе церкви Пресвятой Богородицы, расположенном к северу от храма святого Иоанна Крестителя обнаружены захоронения. Найдены пять могил принадлежащие двум детям и трем взрослым, во всех захоронениях найдены масляные светильники, которые кладутся в могилу по монашескому чину. Этот обычай бытует до сих пор в некоторых обителях.
Монастырь процветал до нашествия арабов, после него стал приходить в упадок, но не был подвергнут полному разрушению. Монахи периодически селились на этом месте и таким образом монашеская традиция передавалась из поколения в поколение даже до наших дней. Основное свидетельство этого – главное кладбище, на котором хоронили вплоть до XX века. Последнее погребение датируется 1942 г. это могила архимандрита Василиоса (Аль-Амма). Об этом гласит надпись около входа в храм Иоанна Крестителя, она была обнаружена при вскрытии плит, скрывавших ступени лестницы ведущей в крипту.
Письменные сведения из истории монастыря относятся к XVIII в., 1760 и 1770 годам. В результате политических и военных изменений, произошедших в регионе, монахи из монастыря святого Илии Шойа поселились здесь при поддержке семейства Маалуф, основавшего селение Мухайдсе вкупе с монастырем Илии Шойа.
Далее настал период расцвета монастыря и монашеская традиция продолжалась неповрежденно до 1942 г. когда скончался последний настоятель. Тогда митрополит Гор Ливанских взял на себя заботу об обители и ее землях, назначил священника номинальным настоятелем. Такое положение продолжалось до времени Ливанской войны, когда здесь в течение десяти лет располагались войска. В результате чего строения и земли пришли в запустения.
В 1990 г. Семья Святой Троицы, новая монашеская община, получила благословение на восстановление монашеской жизни в монастыре. Община включает два монастыря: монастырь святого Иоанна Крестителя, в котором живут одиннадцать монахинь во главе с игуменьей Мариам (Закка). Обитель придерживается старых монашеских традиций. Другой монастырь святого Силуана Афонского – мужской, расположен в трехстах метрах от монастыря святого Иоанна. Был основан в начале девяностых и сейчас здесь проживают четыре монаха во главе с архимандритом Фомой (Битар), игуменом и экономом Семьи Святой Троицы.
Монастырь Великомученика Георгия в Дейр Ель Харфе, гора Ливан
Монастырь вмч. Георгия. Соборный храм
Монастырь расположен на холме на высоте 1050 м. над уровнем моря в 33 км от Бейрута. Первоначально обитель построена в V веке на руинах древнего римского храма. В XIII веке монастырь был разрушен султаном Бибросом. В 1326 г. благочестивый пастух Вехбе бин Мухсин Лухмит из Рухи (Джабал Эль-Друзе) бежал от своего отца, принуждавшего его жениться на его племяннице (что возбраняется Православной Церковью). Вехбе спал среди руин монастыря и во сне увидел великомученика Георгия, приказавшего ему оставаться в этом месте и возродить монашескую жизнь. Вехбе повиновался великомученику и стал духовным отцом многих и получил дар исцеления.
Однажды его брат пришел к нему, ища исцеления от болезни. Вехбе узнал своего брата, который очень удивился, увидев его, позже брат остался в монастыре и принял монашество. Другой монах, Йусеф из Бейрута, пришел и поселился с ними. Через некоторое время великомученик явился некоторым местным жителям и исцелил множество людей. Так монастырь стал местом паломничества.
В 1904 г. там жили 4 монаха и три послушника. По-видимому позднее монашеская жизнь в монастыре прекратилась и с 1922 по 1927 гг. монастырь был превращен в школу. В 1957 г. монашеская жизнь возобновилась с большой ревностью. Во время войны в Ливане монастырь в течение четырех лет оставался пустым, но потом монахи возвратились и расширили территорию.
В монастыре хранится множество манускриптов один из них – Лествица преподобного Иоанна, написанный в 1769 г. Иконостас в храме относится к концу XVIII столетия. Также в монастыре было написано несколько книг и сделаны переводы духовных книг и Отцов Церкви.
ИАКОВ ХАМАТУРСКИЙ
Сщмч. Иаков Хаматурский
Иаков Хаматурский (+ кон. XIII), игумен, священномученик.
Память 13 октября (Антиох.)
В конце XIII века вступил на монашеское поприще в Успенском монастыре Хаматура в Ливане.
Когда обитель разрушили мамлюки, он возродил иноческую жизнь на окраине обители. Затем к нему стали собираться монахи и он восстановил монастырь, став его новым настоятелем.
Его духовная смелость и народная любовь, которой он пользовался, привлекли к нему внимание мамлюкских правителей. Они склоняли его принять мусульманство, но святой стойко отказывался. Будучи посрамлены, мамлюки стали действовать силой. Преподобный Иаков, вместе с несколькими монахами и мирянами был насильно приведён из Георгиевской обители на вершине Хаматурской горы в город Триполи, столицу Северного Ливана, где его передали в руки местного правителя (вали).
Около года он переносил жестокие мучения и заманчивые посулы, но неизменно сохранял верность Христу. Наконец, 13 октября, его обезглавили, а тело сожгли, чтобы лишить христиан его святых мощей.
Вскоре после его мученичества Церковь прославила его в лике святых и стала обращаться к нему с молитвами. Но со временем его имя почти забылось из-за тяжелого угнетения и гонения на Церковь при мусульманских правителях. Однако, остались свидетельства паломников в Хаматурский монастырь, видевших его и иных святых в чудесных видениях. Лишь недавно общеизвестной стала рукопись [1], хранившаяся в Геронтиконе Баламандского монастыря, где содержится краткое житие святого и день его церковной памяти - 13 октября. В новое время первое торжественное празднование его памяти совершилось в Хаматурском монастыре 13 октября 2002 года. С тех пор был засвидетельствован ряд чудесных явлений, исцелений и иных благодатных событий по молитвам к святому Иакову, что прославило его далего за пределами его родной обители. В сентябре 2010 года его икону и частицу мощей делегация Хаматурского монастыря поднесла в дар Нижегородской епархии, с чем почитание святого распространилось и в Россию.