Искандар Кфури,
журналист, аналитик
Русские школы в Ливане
Мало кто из современных ливанцев и русских знают о тех важных вехах, существовавших в истории арабско-русских отношений, а именно, создании русских школ для обучения детей в Ливане, Сирии и Палестине. В конце XIX - начале ХХ века насчитывалось порядка 114 школ, обучавших 15 тысяч учеников.
С инициативой создания такого рода школ выступило Императорское Православное Палестинское Общество, которое было основано в России в 11 мая 1882 года. Первым председателем ИППО был великий князь Сергей Александрович, дядя царя Николая II, который возглавлял Общество на протяжении 23 лет. С момента учредительного собрания ИППО и вплоть до революции 1917 г. Общество было окружено особым вниманием и покровительством императорской семьи.
В более поздний период весомости ИППО придавал тот факт, что его почётным председателем являлся император Николай II.
Организованное великим князем Сергеем Александровичем Императорское Православное Палестинское Общество преследовало гуманную цель, посредством которой в массах и общественных кругах Ливана, Сирии, Палестины распрoстранялся бы культ образования. Методисты и учителя в России проводили разработку учебных программ обучения. Денежные средства, оплата кадров, оснащение проекта в целом, производилась за счёт добровольных взносов богатых русских семей и частных пожертвований. К слову сказать, происходило это вопреки препятствиям, чинимым Греческой Патриархией в Иерусалиме и братьями-монахами Гроба Господня.
Мы упомянули, что ИППО было создано 114 школ в Палестине, Ливане и Сирии. С помощью России были построены русские клиники в Иерусалиме и других крупных городах, (медицинские учреждения ИППО оказывали помощь 60 тыс. больным, независимо от их религиозной принадлежности). Кроме церквей, монастырей и гостиниц с приютами, которые предназначались для досуга русских паломников, которые прибывали тысячами каждый год, чтобы посетить святые места. Маршрут русских кораблей начинался в порту города Одессы, откуда выходили по Черному морю, прибывали в Палестину и пришвартовывались в Яффе. За тем несколько дней до Рождества и оставались в стране не менее трёх месяцев, ожидая празднования Пасхи. Это были здания с огромной жилой площадью, возведённые для паломников ИППО. Сезонные паломничества из России вызвали бурный всплеск торгового и экономического роста в стране. Следует упомянуть, что ИППО было наделено относительной финансовой свободой. ИППО в значительной степени стало во главе народной дипломатии, эффективность работы всех этих учереждений подтверждали могущество и значение России на Арабском Востоке. Пытаясь помочь ИППО, в самой России, ежегодно в Вербное воскресенье организовывался сбор пожертвований в церквях. Верующие люди относились с симпатией и доверием к его проектам.
Работа Российского Палестинского Общества в Палестине (создание школ)
Мы постараемся пролить свет на работу ИППО, связанную с созданием школ на Востоке, особенно в сфере образования, которая преобладала на тот момент в трех странах (Ливане, Сирии и Палестине), датированная 1880 и 1914 гг. Известно, что такие крупные державы, как Франция, Великобритания, Германия и Соединенные Штаты конкурировали между собой, чтобы расширить свое влияние, посредством литературы и языка, создавая на Востоке различные школы. Одними из первых появились школы на французском языке и им принадлежало первенство по важности получаемого образования, в Англии в 1865 г. был образован English Palestine Exploration Fund, в Германии с 1877 г. действовал Deutsche Palastina-verein.
Россия, со своей стороны, тоже предприняла попытки внедриться в область образования, именно в тот момент, когда конкуренция за сферы влияния была в разгаре. Россия считала себя оплотом провославной конфессии и христианской веры, составлявшей крупнейшую христианскую общину в этих государствах. К этому сподвигли тесные связи двух Церквей Антиохийской и Русской Православной, укрепившей это чувство. Через десятки школ Москва во второй четверти XIX века пыталась влиять на ход событий, происходивших в трёх странах. Известное как Императорское Православное Палестинское Общество предпринимало равносильные другим крупным державам шаги, принятые в миссионерских организациях: религиозных католических, евангелистских, а также светских.
После визита в Палестину по поручению Синода Русской Православной Церкви архимандрита Порфирия (Успенского) возникла необходимость создания Русского комитета по оказанию помощи Сирии, Ливану, Египту и, особенно, Палестине, с его центром в Иерусалиме. Приказом МИД России был создан Комитет, главой которого стал о. Порфирий. За ним был послан митрополит Кирилл (1858-1862). В поздний период его сменили три председателя, в том числе архимандрит Антонин (Капустин; 1865 -1894), и именно во времена его председательства было создано Императорское Православное Палестинское Общество.
ИППО было заинтересовано в создании регулярных школ в Галилее, а именно в деревнях Мжайдал, Шажара и Кафр-Ясин. Эта заинтересованность вызвала недовольство греческого Патриарха Иерусалимского. В развернувшейся деятельности ИППО греческий патриарх усмотрел некое посягательство на права и влияние Греческой Православной Церкви. Он вместе с другими своими единомышленниками чинил всевозможные препятствия работе Общества. ИППО вскоре сосредоточило свою деятельность в городе Назарете, можно сказать в сердце англиканской и латинской миссионерских организаций. Им были созданы две школы и школа-интернат во главе с Александром Габриэлем Казма, который окончил школу Императорского Православного Палестинского Общества, завершив свое обучение в Москве.
В 1900 г. ИППО преобразовало школу в Назарете в Дом учителя. Выпускником такого Дома стал выдающийся ливанский и арабский писатель-мыслитель Михаил Нуайме. В разное время из стен этого учебного заведения вышли ставшие впоследствии писателями и поэтами Халил Сакакини, Халил Байдас и Искандар Хури в Палестине, Антуан Блан и Надра Хадад из Хомс (Сирия), Рашид Аюб из Баскента (Ливан), Назир Заитун и многие другие.
ИППО прилагало большие усилия для создания школ в Ливане. В районах Кура и Метн, в столице Бейруте, на севере страны – в Триполи и близлежащих к нему деревнях были основаны православные школы. Только в Бейруте было пять школ под председательством добродетельной русской женщины г-жы Черкасовой, которую называли бережно - мамой, работавшей до этого в Японии. Г-жа Черкасова умерла в Бейруте в 1918 году. Позже одну из улиц в Бейруте назвали её именем. Первая из этих школ была создана в Муссайтебе, месте, где и по сей день располагается Посольство России. Следующим шагом стало открытие школы на улице Мазраа и двух других школ в Рас-Бейрут, рядом с церковью Богоматери (Аль Нияах). Пятая школа открыла свои двери в районе Аль Рмайли, расположенная в Ашрафие. Примечателен тот факт, что возникновение и распространение русских школ «Мускубийя» происходило очень стремительно по всей территории Ливана, особенно там, где существовали православные общины.
Политика ИППО в области образования и воспитания
Научная программа Общества сразу привлекла к себе внимание видных русских историков, языковедов, путешественников, писателей. Среди его членов-учредителей были такие выдающиеся учёные, как известный византинист акад. В.Г. Васильевский, филолог акад. Ф.И. Успенский, проф. И.Е. Троицкий, археологи М.А. Веневитинов и А.А. Олесницкий и др.
Спустя два десятилетия после возникновения ИППО объединяло в своих рядах практически всех крупных русских востоковедов - специалистов по истории, филологии, этнографии, археологии Палестины и других стран Ближнего Востока.
Значение и влияние ИППО
Ни одна из международных гуманитарных организаций, аккредитованных на тот период времени в Ливане, Сирии и Палестине не могла даже отдалённо располагать теми возможностями и влиянием какое имело ИППО в этих странах (прецедент состоял в том, что территориально Россия не граничила ни с одной из этих стран, если иметь ввиду «интересы и приоритеты России в геополитическом плане, так сказать, глобально). Вывод один: широта понимания ситуации и стратегического мышления государственных мужей предопределила внешнюю политику России на десятилетия вперёд. Известно, что император, находясь на троне, написал дяде письмо в котором выразил благодарность за его неоценимый труд на Ближнем Востоке в качестве председателя ИППО. Далее заявил о принятии предложения стать почётным председателем ИППО, которое занимал его отец Александр III и желал всяческих успехов на благородном поприще. Особо подчеркнул, что если возникнут какие-либо трудности или препятствия, то ИППО может рассчитывать на всяческую помощь и содействие. Если на пути работы общества возникнут препятствия, применит всё своё влияние, чтобы их искоренить.
Бесплатное образование
ИППО распространяло идею бесплатного образования во всех школах без исключения. Приказом ИППО, предназначенным для всех руководителей и подчинённых ей структур, категорически запрещалось взимать плату за обучение учеников, являются они богатыми или бедными и к какому сословию бы не относились. На период всего обучения ученики получали книги, тетради и ручки, чернила и бумагу бесплатно. Не секрет, что родители отдавали предпочтение именно русским школам, так как обучение не было обременительным с точки зрения финансовых затрат и моральных издержек.
Связь с религией
Православная конфессия являлась крупнейшей христианской общиной в Сирии, Ливане и Палестине. Естественно, что деятельность ИППО была обращена на детей из православных общин в этих странах. Именно эти дети составляли костяк в русских школах. Иностранные миссии западных государств привносили свою культуру, порой в учебных учреждениях происходила подмена культурных ценностей и попытки увести учащихся из лона того общественного и религиозного круга общения, который изначально окружал ребёнка с самого его рождения. Деятельность ИППО на местах позволила расширить круг большим количеством учащихся. Этому предшествовала кропотливая работа, базирующаяся на искренности, любви и бережном обращении с учащимися. Всё это позволило в православных общинах достичь той симпатии, которая укреплялась по отношению к ИППО, а в его лице Российскому государству в целом.
Методы обучения
ИППО отличалось от других иностранных миссий в регионе тем, что в его структурах был закон о строгой дисциплине в школах. Оно обращало внимание на физическое здоровье детей и их активность. Никто из учителей и воспитателей не осмеливался нарушать эти законы.
В этом законе детям от 10 лет и старше предписывалось предоставлять десять минут отдыха после учебного часа обучения. Детям, не достигшим возраста десяти лет, предоставлялась возможность отдыхать полчаса каждый учебный час. На каждом перерыве школьники выходили парами маршем как военные. Ученикам не разрешалось ходить сутулыми и с опущенной головой, а руки должны были быть пошвам. В процессе детских игр учителям категорически не разрешалось уходить с площадки. Им предписывалось неустанно следить за происходящим, чтобы дети не играли в рискованные игры, которые могли бы повлечь за собой ущерб здоровью, предотвращать насильственные действия и инциденты. Учителям надлежало обучать детей играм, способствующим развитию здорового тела и духа. В конце каждого перерыва, при первом звонке, дети должны были перестать двигаться и говорить, оставаясь стоять на месте. Второй звонок оповещал, что надо быстро приступить к занятиям, и ответственный за класс учитель должен внимательно рассмотреть каждого из учеников и только после этого класс, исполняя песню, входил в аудиторию.
Преподавателем на предмет гигиены проверялось место за партой, где сидел ученик. Во время чтения, он должен был стоять перед учениками, наблюдая за всеми и каждым и на сколько класс внимательно слушает объяснение учителя.
Преподаватель, заметивший усталость учеников, должен был дать передышку, рассказать им маленький смешной рассказ, который мог бы обрадовать и отвлечь от умственного труда. Только потом вернуться к работе до окончания положенного времени.
Обучение в этих школах не было рассчитано на зазубривание предметов по книгам, а было ориентировано по большей части на объяснения учителем урока. Поощрялось публичное выступление ученика перед аудиторией, чтобы выявить как он мыслит и рассуждает.
Преповадатели таких школ должны были иметь большое терпение и мудрость.
Учитывая успех и процветание, которыми пользовались школы в Сирии и Ливане, и расширяющееся влияние России, ИППО приняло на своем заседании, состоявшемся в Москве в 1913 году указ о создании русского университета в Бейруте. Никто из тех, кто планировал основание университета не знал, что на пороге Первая мировая война. Как только Турция вступила в войну вместе с Германией и Австрией против России, Франции и Англии, сразу же турецкие власти распорядились о закрытии русских школ в Палестине, Сирии и Ливане.
Преимущества московских школ (Мускубийя)
1. Образование велось на арабском языке, являясь пионером в арабизации учебных программ.
2. Бесплатное образование на всех этапах обучения, включая в себя школьную форму и книги (в то время, как различные миссионерские школы вводили непомерно высокие цены за обучение).
3. Обеспечивали всестороннюю помощь ученикам, не взирая на сословия, а также предоставляли им бесплатное медицинское обслуживание.
4. Обеспечивали последующее обучение выпускников, окончивших с отличием московскую школу, в высших учебных заведениях Российской империи.
- Готовили кадры учителей в специальных педагогических учреждениях.
6. Отличительной чертой московских школ от других учебных учреждений являлось то, что обучение в них проводилось в совместных классах мальчиков и девочек. - Повсеместное распространение во всех городах и деревнях подобных школ (иногда в одной местности можно было встретить более чем одну школу). Руководство ИППО не ограничивалось только контролем над школами, оно всецело сотрудничало с Русским Подворьем на арабском Востоке, а также местными Православными Церквями. Благодаря совместным усилиям с обеих сторон были построены церкви и монастыри, гостиницы и приюты, а также клиники.
Октябрьская революция 1917 года внесла существенные перемены в судьбу ИППО, которое затем стало именоваться Российским Палестинским Обществом.