Протоиерей Владислав Цыпин,
профессор Московской духовной академии и
Сретенской духовной семинарии,
член Межсоборного присутствия
Русской Православной Церкви
Взаимоотношения Антиохийского Патриархата и Русской Православной Церкви в XX и XXI веке.
Братские отношения между Антиохийской и Русской Церковью имеют давнюю историю. На рубеже XIX и XX веков Русская Церковь оказала действенную поддержку в арабизации епископата и духовенства Антиохийской Церкви, в ее справедливой борьбе за самостоятельность и независимость от Константинопольского патриаршего престола. Любовь Православной России к древнему Антиохийскому Патриархату выразились тогда в принятии для обучения в русских духовных школах православных студентов из Антиохийской Церкви, в учреждении Императорского Православного Палестинского Общества, сфера деятельности которого выходила за границы Палестины, распространяясь и на епархии Антиохийского Патриархата, а также в материальной, и в частности финансовой помощи.
Когда в Русской Православной Церкви в 1920-е гг. при поддержке большевистской власти возник обновленческий раскол, Антиохийская Патриархия, со своей стороны, в противоположность позиции Константинопольского престола, поддержавшего обновленцев, в этом конфликте твердо стояла на стороне канонической церковной власти, бескомпромиссно поддержала святого Патриарха исповедника Тихона и затем его законных преемников Местоблюстителей.
Символом единства Русской и Антиохийской Церквей стал знаменательный и памятный в России визит Патриарха Антиохии и всего Востока Григория IV в нашу страну, состоявшийся в 1913 г. «Четырехмесячное пребывание Блаженнейшего Григория IV в России и непосредственное его общение с нашей иерархией и народом, - писал тогда известный византолог профессор И.И. Соколов, - упрочат духовный союз Русской Церкви с Православной Церковью в Сирии и благоприятно отразятся на успехе тех многосложных задач, которыми Блаженнейший Григорий IV руководится в своей исторической архипастырской деятельности». В ходе своего визита в Россию 28 апреля Патриарх Григорий возглавил хиротонию во епископа Тихвинского будущего предстоятеля Русской Церкви архимандрита Алексия (Симанского).
Став Патриархом в 1945 г., он вспоминал в речи, произнесенной в Бейруте: «Я связан самыми тесными узами с Церковью Антиохийской. Все здесь присутствующие архиереи Антиохийской Церкви так же, как и я, происходят от одного духовного корня, потому что и я получил благодать архиерейства от руки Блаженной памяти Патриарха Григория Антиохийского. Таким образом, мы все связаны духовными узами, поэтому мое присутствие здесь и пребывание в Вашей стране мне особенно радостны».
При Патриархе Алексии I связь между Антиохийским и Московским Патриархатами стала в высшей степени интенсивной, приняла особенно тесный и братский характер. На Поместном Соборе в Москве, созванном 31 января 1945 г. для избрания преемника почившего Патриарха Сергия, присутствовали высокие гости: Патриарх Антиохийский Александр III и митрополиты Тир-Сидонский Феодосий и Эмесский Александр. В молодости Патриарх Александр учился в России, в Киевской Духовной Академии, и свободно говорил по-русски. На всем протяжении своего служения он был другом России. В грозном 1941 г. он обратился к христианам всего мира с призывом поддержать Россию в войне с нацистской Германией. При завершении избирательного Собора Блаженнейший Александр III участвовал в интронизации Патриарха Алексия I.
После восшествия на Патриарший престол Алексий I отправился в поездку на Ближний Восток. 16 июня он прибыл в Бейрут. При посещении православного собора Бейрута Святейший Патриарх, отвечая на приветствия, сказал: «Я благодарю вас за эту сердечную и теплую встречу. Я, конечно, не могу отнести радость и теплоту этой встречи лично к себе, потому что меня не знает этот многочисленный народ, наполнивший этот храм и встречавший нас на всем пути к этому храму, но я отношу ее к той любви, которую вы питаете к высокому сану архиерея и Православной Церкви, которой я являюсь представителем, и к той Великой Родине, которой я являюсь сыном. Я знаю, что вы любите Россию и эта любовь живет в вас очень давно. И если я могу чем-нибудь содействовать укреплению и умножению этой любви, я буду очень счастлив». 24 июня, в праздник Святой Троицы, высокий гость из России совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Дамаска.
А через год, 15 мая 1946 г. в Бейруте было образовано подворье Московского Патриархата во главе с архимандритом Симеоном (Никитиным).
В 1946 году Антиохийскую Церковь посетила делегация из России во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. В следующем году 14 ноября в Москву прибыли митрополит Гор Ливанских Илия (Караме), который пользуется особой любовью и почитанием русского народа, и архимандрит Василий (Самаха). «Ваш народ, — сказал митрополит Ливанский Илия, — народ Богоносец! Вся история земли Российской свидетельствует нам о том, что в тяжелые эпохи внутренних смут, а также во время нашествия иноплеменников, благородный и великий русский народ прибегал к Божией помощи, дабы сохранить в целости города и широко раскинутые пределы земли Российской. Не раз гордые и дерзкие враги в лице Чингиз-Хана, Тамерлана, Карла XII, Наполеона и других пытались завладеть Русской землей и поработить ее народ, не раз орошалась православная земля кровью ее верных сынов, но все это не сломило народной силы, не уничтожило веры в правоту защищаемых народом принципов». И в самом деле в тяжелую годину Отечественной войны Антиохийская Церковь проявила горячую солидарность и чувство братской симпатии к русскому народу и России. «Я считаю себя, — говорил митрополит Илия, — счастливым, находясь в Москве — наследнице Православия, полученного от Византии. Москва — это центр не только политической, научной жизни, но также и религиозной».
В ответ на открытие Подворья Московского Патриархата в Бейруте два года спустя, 17 июля 1948 г., Антиохийской Церкви был предоставлен храмы св. Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата в Телеграфном (ныне Архангельском) переулке для открытия в них Подворья, закрытого в 1929 г. В разгар гонений на Православную Церковь настоятелем Подворья был назначен архимандрит Василий (Самаха) (позже митрополит).
Акт передачи состоялся во время Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей, созванного по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Алексия I. Делегацию Антиохийского Патриархата на Совещании возглавил митрополит Эмесский (Хомский) Александр, в состав делегации входили митрополит Илия (Караме) и настоятель Антиохийского Подворья в Москве архимандрит Василий. «Великую честь и радость, — сказал митрополит Александр, — имею я со своими собратьями, митрополитом Ливанским Илией и отцом архимандритом Василием, — передать Святейшему Патриарху и Священному при нем Синоду приветствие и наилучшие пожелания нашего маститого старца Александра III, Патриарха Апостольской Антиохийской Церкви, который, несмотря на его искреннейшее желание, не мог лично прибыть на это торжество не столько по своей старости — ему исполнилось свыше 80 лет — сколько по военным действиям, идущим ныне в соседних странах». В это время на Ближнем Востоке шла война между арабскими государствами и Израилем, незадолго до этого появившегося на политической карте мира. На совещании в Москве представители Русской и Антиохийской Церквей занимали единую позицию и действовали солидарно.
В 1950 г. в праздник святых апостолов Петра и Павла Патриарх Александр III встретил делегацию Московского Патриархата во главе с митрополитом Ленинградским Григорием, который преподнес ему докторский крест и диплом почетного члена Московской Духовной Академии. Несмотря на преклонный возраст, Патриарх Александр совершил поездку в Москву в 1951 г. 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, он возглавил Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе, в сослужении Патриархов Московского Алексия, Грузинского Каллистрата, Румынского Юстиниана и Наместника-Председателя Святейшего Синода Болгарской Церкви Митрополита Кирилла. Пять предстоятелей Православных Церквей совершили эту Литургию в знак духовного общения во Христе. «Если каждый из нас, — сказал принимавший высоких гостей Патриарх Алексий, — предстоятелей пяти Церквей представляет собою свою паству, то какая же сила молитвы возносится сегодня в этом храме».
В 1954 г. Патриарх Александр III еще раз посетил Москву, и затем в 1958 г. он приезжал в Россию на празднование 40-летия восстановления Патриаршества. В том же году в столице Сирии - Дамаске было открыто Подворье Русской Церкви. Через 2 года после этого Московская Патриархия оказала финансовую помощь Антиохийской Церкви для постройки в Дамаске новой патриаршей резиденции.
После кончины Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Александра III, последовавшей в 1958 г., его преемником стал Феодосий VI. Он был старейшим по хиротонии епископом Антиохийской Церкви. До 1922 г. занимал должность личного секретаря Патриарха Григория IV и в 1922 г. был рукоположен во епископа Тирского и Сидонского, а в 1949 переведен на кафедру Триполитанскую. Патриарх Феодосий имел блестящее образование, кроме родного арабского языка, владел языками: греческим, русским, французским, английским, турецким, и сирийским. В 1959 г. Блаженнейший Патриарх Феодосий прибыл в Москву с братским визитом.
В декабре 1960 г. Святейший Патриарх Алексей I снова отправился с визитом на Ближний Восток. В ходе этого визита Антиохийской Патриархии была оказана финансовая помощь на постройку госпиталя Святого Георгия Победоносца в Бейруте. Его открытие состоялось 18 июля 1966 г. при посещении Ливана митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом.
После кончины Патриарха Феодосия в 1970 г. на Патриарший престол Антиохии был избран Илия IV. Новый Патриарх приложил много усилий для укрепления единства епископата, клира и мирян. Одной из труднейших задач была проблема централизации церковного управления; при нем был принят новый, ныне действующий Устав Антиохийской Православной Церкви. Весной 1972 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен совершил паломничество на Святую Землю и посетил страны Ближнего Востока, в том числе Сирию и Ливан. В ходе этого визита в мае состоялась его встреча с предстоятелем Антиохийского Патриархата Илией IV.
Блаженнейший Патриарх Илия скоропостижно скончался в 1979 г. в возрасте 65 лет в разгар гражданской войны в Ливане. 2 июля 1979 г. Священный Синод Антиохийской Церкви избрал Патриархом Антиохийским и всего Востока митрополита Лаодикийского Игнатия. Уроженец Сирии, он получил образование в Бейрутском университете. В 1942 г., во время Второй мировой войны, будущий Патриарх участвовал в организации православного молодежного движения в Ливане и Сирии. Это движение способствовало приходу молодежи в Церковь. По окончании войны будущий Патриарх продолжил обучение в русском по составу своих преподавателей и большинства студентов Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже. Возвратившись на Восток, он основал Православную семинарию при Баламандском монастыре, и был назначен ее деканом. В 1953 г. он стал одним из основателей Синдесмоса – Всемирного объединения православной молодежи и богословских школ. В 1961 г. Игнатий был хиротонисан во епископа, а 18 лет спустя возглавил Антиохийскую Церковь. В пору его патриаршества в Баламанде был основан первый на Ближнем Востоке Православный университет.
На рубеже 1980-х – 1990-х г. в нашей стране произошли масштабные перемены, в результате которых Церковь обрела свободу, которой не имела в советскую эпоху. После кончины Патриарха Пимена из нескольких кандидатов путем свободного голосования участников Поместного Собора 1990 г. Предстоятелем Русской Церкви избран был Алексий II, и уже год спустя Святейший Патриарх Алексий II отправился на Ближний Восток с визитами в Александрийскую и Антиохийскую Православные Церкви. На встречах с Патриархами Александрийским Парфением и Антиохийским Игнатием IV была выработана единая позиция по противодействию прозелитизму со стороны Римско-Католической Церкви, что было тогда актуально как для Русской Церкви, так и для Православных Церквей Ближнего Востока.
После избрания главой Русской Православной Церкви ныне здравствующего Патриарха Кирилла в ноябре 2011 г. состоялся его официальный визит в Антиохийскую Православную Церковь. Визит начался 12 ноября, когда Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Дамаск. В аэропорту сирийской столицы Святейшего Патриарха Кирилла и сопровождавших его лиц встречали Блаженнейший Патриарх Игнатий IV, другие епископы Антиохийской Православной Церкви, а также представители правительства Сирии. В ходе визита состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с президентом Сирийского государства Башаром Асадом. Из Сирии Патриарх Кирилл и возглавляемая им делегация вылетели в Бейрут, и там Патриарх Кирилл встретился с президентом Ливана Мишелем Сулейманом. В ходе визита Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обсудил с Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Игнатием вопросы, связанные с подготовкой Всеправославного Собора. При этом была выявлена близость позиций обеих Церквей по вопросу о необходимых условиях для успешного развития предсоборного процесса. За торжественной трапезой в здании Богословского института Святейший Патриарх Кирилл тепло поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Игнатия за братское гостеприимство, проявленное в ходе официального визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Антиохийский Патриархат, и пригласил его совершить ответный официальный визит в пределы Московского Патриархата.
Обращаясь к Блаженнейшему Патриарху Игнатию, Патриарх Кирилл сказал: «Я помню нашу встречу в шведском городе Упсале в 1968 году, где Вы произносили главный доклад на ассамблее Всемирного совета церквей. Тогда весь мир был охвачен идеей обновления, энтузиазм был огромный, но никто толком не понимал, что это означает. Прошли годы, и мы можем вспомнить Ваше замечательное выступление, которое вносило духовный реализм в существовавший тогда оптимизм. И мы только теперь понимаем, что никакого обновления без реализма, без опоры на вечные, неизменные, нравственные истины быть не может. Если обновление сопровождается деградацией личности, то это не обновление, и какая разница, что в результате этого обновления получается: новые модели мобильных телефонов, новые модели автомобилей или самолетов — человек от этого не становится счастливее... Мы всегда были единомышленниками, и я очень ценю это. Вот почему мне непременно хотелось приехать в Антиохийскую Церковь, чтобы обнять Ваше Блаженство, чтобы совершить богослужение вместе с Вами, чтобы порадоваться достижениям вашей церковной жизни. И как замечательно, что заключительным аккордом этого визита является встреча с интеллектуальной общиной Вашей Церкви — с профессорами, преподавателями, студентами Баламандского университета. Как бывший ректор высшего духовного учебного заведения я чувствую себя «в своей тарелке», общаясь с вашими студентами, я всегда очень легко дышу в университетских кампусах, на меня всегда очень благотворно влияет эта творческая атмосфера учебного и научного процесса. И я высоко ценю тот факт, что этот замечательный университет является Вашим детищем. Иначе и быть не могло! Свою собственную интеллектуальную и духовную силу Вы трансформировали во многие церковные проекты, среди которых, может быть, самый важный — этот проект Баламанд».
После кончины Блаженнейшего Патриарха Игнатия, последовавшей 5 декабря 2012 г., в том же месяце Предстоятелем Антиохийской Церкви, полный титул которого гласит «Блаженнейший Патриарх Великого Божия града Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока», был избран ныне здравствующий Иоанн (Язиджи). Его интронизация состоялась в храме Честного Креста Господня в Дамаске 10 февраля 2013 года. Он родился в 1955 г. в сирийской Латакии, окончил Тишринский университет, учился в Богословском институте святого Иоанна Дамаскина в Баламанде и на богословском факультете Фессалоникийского университета, который присвоил ему степень доктора богословия. Патриарх Иоанн – выдающийся литургист. 24 января 1995 года был рукоположен во епископа Аль-Хоснского (Пиргского), викария Патриарха Антиохии. В 2008 г. он стал митрополитом Западно- и Центрально-Европейским. Два года спустя его титул был изменён на митрополита Европейского.
20 февраля 2015 г. в соборном храме в честь Христа Спасителя в Москве в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ему как большому другу Русской Православной Церкви и России была вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов.
В самом начале его первосвятительского служения в Сирии произошли трагические события. Не без подстрекательства и содействия внешних сил в стране разразилась гражданская война, обернувшаяся убийствами сирийских христиан, разорением православных церквей и монастырей руками экстремистов. В своем слове при вручении премии Блаженнейший Патриарх Иоанн выразил благодарность государственным деятелям России за их усилия по преодолению противостояния в Сирии и налаживанию мирного диалога.
В декабре 2017 г. Блаженнейший Патриарх Иоанн участвовал в торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. 4 декабря он был принят в Ново-Огареве президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В завершение приема Патриарх Иоанн поблагодарил президента: «Хотел бы еще раз выразить нашу глубокую благодарность Вам лично и России за всё, что вы делали и делаете на Ближнем Востоке, и в Сирии в частности».
Предоставление Константинопольским Патриархом Варфоломеем томоса о даровании украинским раскольникам статуса автокефалии вызвало глубокий кризис во взаимоотношениях между Поместными Православными Церквами. В сложившейся ситуации Антиохийская Патриархия занимает конструктивную позицию, исключая возможность признания раскольнического образования под названием ПЦУ. По словам Председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), «Антиохийский Патриарх полностью поддерживает позицию Русской Православной Церкви по теме Украины».
В 2020 г. на сайте ОВЦС было опубликовано заявление митрополита Волоколамского Илариона следующего содержания: «Русская Православная Церковь всегда была и всегда будет с Антиохийской Православной Церковью, а русский народ всегда был и всегда будет с народами Сирии, Ливана, со всеми христианами Ближнего Востока. Мы будем продолжать делать все, что в наших силах, дабы облегчить страдания христиан, которые сегодня подвергаются гонениям и геноциду в странах Ближнего Востока. Русская Православная Церковь не перестанет поддерживать Антиохийскую Церковь и христиан Ближнего Востока».